И еще: именно родители являются источником наполнения «эмоционального резервуара» у детей, который заполняется при тесном контакте ребенка и родителей, при их взаимодействии и общении, при наличии общих интересов и т.д. Детям нужна любовь безусловная, которая подразумевает то, что их любят просто так, не за хорошее поведение или достижения, а за то, что они есть.
Когда ребенок осознает, что на любовь его родителей не влияют успехи в музыкальной школе или оценки, он ощущает настоящее счастье - ведь его любят таким, какой он есть на самом деле.
Существует несколько способов выражения любви: через глаза, тактильное прикосновение, проявление внимания и организация дисциплины. Каждый из способов играет важную роль в проявлении любви, поэтому ни один из них нельзя игнорировать.
Тактильные прикосновения необходимы ребенку ежедневно, чтобы он чувствовал себя любимым.
Разумеется, речь идет о естественных и ненавязчивых прикосновениях. Иногда ребенок вдруг горячо обнимет родителей, выражая ему свой восторг, а иногда лишь положит руку на плечо, глядя в глаза и объясняя что-то.
В другой час прикосновение будет исходить от родителя. Здесь нужно отметить, что тактильный контакт родителей и сыновей особенно важен в дошкольном и младшем школьном возрасте – до наступления подросткового периода. Девочкам, наоборот, необходим физический контакт с родителями в сложном подростковом возрасте, когда нужно ощущать уверенность, защищенность и спокойствие.
Что такое проявление внимания ребенку?
Это, прежде всего, любящие мысли о нем – о его настоящем и будущем.
Это еще внимательное слушание того, что говорит ребенок – по-настоящему редкое явление в общении – гораздо чаще родители хотят, чтобы дети только их слушали.
Слушать то, что говорит ребенок – это значит разделять его интересы, потребности, проблемы.
Проявление внимания по отношению к своему ребенку – это:
· уединение с ним и ежедневное посвящение только ему какого-то количества времени, время, которое будет уделяться ребенку на общение и игры;
· помощь ребенку в решении его вопросов, когда родители отрываются от своего отдыха, чтобы разобраться в проблемах своего чада. Так они показывают, что им не все равно, что происходит у ребенка, и они всегда готовы ему помочь.
Ежедневное проявление внимания по отношению к ребенку уверяет его в том, что он очень важный и единственный в своем роде человек для родителей. В такие периоды очень часто ребенок открывает родителям самые сокровенные тайны, делится своими мечтами, а может быть рассказывает то, что его по-настоящему тревожит.
Это время можно найти перед сном или по дороге из школы (из детского сада) домой, а может, наоборот, из дома в школу (в детский сад).
Организация дисциплины ребенка – это отнюдь не только осуществление наказания или порядка.
Организация дисциплины – это приучение ребенка к самостоятельности, воспитанию в нем чувства собственного достоинства и самообладания путем собственного примера, путем доброжелательного и доверительного общения или разъяснения того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Это обеспечение ребенку свободы, чтобы он имел возможность получить личный опыт, где-то, конечно, это наказание (только не физическое или моральное унижение).
Это, в огромной мере, уважение его личности и прав. Родителям следует позаботиться о собственной состоятельности и внутреннем комфорте (о самодисциплине), приступая к организации дисциплины ребенка, чтобы избежать, например, неконтролируемых приступов гнева в отношении ребенка. Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.
Что дают нам дети?