Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Семейный клуб

  В рамках Лекотеки продолжает свою работу программа «Семейный клуб» для родителей. Программа является комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с учётом обновления содержания и тематики занятий. Занятия с детьми и родителями вполне способствуют: социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, повышению педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создание атмосферы принятия и безопасности, установление полного и осознанного контакта (эмоционального, телесного) между ребенком и родителями.

Ведущие специалисты:

Дорофеева Олеся Анатольевна – педагог-психолог.

Матросова Светлана Владимировна - педагог-психолог, психолог-консультант в области гештальт-терапии.

Шахова Елена Игоревна – педагог-психолог.

Цель программы:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с особенностями развития посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи программы:

1.Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с особенностями в развитии.

2. Расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении детей.

3. Познакомить родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с особенным ребенком в домашних условиях.

4. Познакомить родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с особенностями в развитии.

5. Способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.

6. Способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии.

Адресат

Программа родительского «Семейного клуба» предназначена для родителей детей, занимающихся в «Лекотеке» на базе ППМС центра Пензенской области. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в «Лекотеке».

Продолжительность программы

Программа родительского «Семейного клуба» представлена в форме групповых консультаций. Программа включает 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, по времени занятия совпадают с занятиями детей в группах, продолжительность занятия 1 час. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

Планируемые результаты реализации программы:

- повышение уровня компетентности родителей в вопросах психологии развития и общения;

- изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком с особенностями в развитии;

- появление детско-родительской развивающей общности;

- овладение родителями специальными коррекционными и методическими приемами и играми, необходимыми для проведения занятий с особенными детьми.

Учебно-тематический план

 №
 п/п
Тема занятия  Всего часов В том числе Цель занятия
 теорети 
ческих
 практи 
ческих
 1   Особенности и направленность работы групп Лекотеки. Взаимодействие родителя с ребенком в ходе занятия. 1    1.Информирование родителей  об игре, как психическом процессе и специально организованной деятельности, специфика работы групп «Лекотеки», организация работы «Семейного клуба».
 2.Определение графика работы «Лекотеки» и «Семейного клуба».
 2
 Психическое здоровье родителей. Эмоциональное принятие ребенка с особенностями в развитии
1 30 мин 30 мин  1.Формирование у родителей представлений о психическом здоровье, в т.ч. информирование о возможных личностных нарушениях, формирующихся у родителей детей с особенностями развития.
 2.Формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка с особенностями развития, в т. ч. через обсуждение проблемы принятия дефекта ребенка его родителями.
 3  Внутрисемейные отношения. Роль отца в воспитании ребенка с особенностями в развитии 1 30 мин 30 мин Формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и детско-родительских взаимоотношений, в т.ч., при необходимости,  коррекция негативного восприятия отцом особенностей развития ребенка.
 4   Модели семейного воспитания 1 30 мин 30 мин  1.Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье.
 2.Преодоление родительской гиперопеки и «симбиоза» в системе родитель-ребенок.
 
 5   Играем вместе с ребенком: качеств игрока 1 30 мин 30 мин  Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия и игры с ребенком.
 6   Играем вместе с ребенком: создание предметно-игровой среды для «особого» ребенка 1    Расширение родителями собственного информационного поля по вопросам организации специального жизненного пространства для детей с особенностями в развитии.
 7   Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (начало) 1 30 мин 30 мин  1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития.
 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития.
 8   Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (продолжение) 1 30 мин 30 мин  1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития.
 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития.
 9   Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (продолжение) 1 30 мин 30 мин  1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития.
 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития.
 10   Формирование механизмов регуляции поведения с помощью развивающих сред 1    1.Информирование родителей о формировании механизмов регуляции поведения с помощью развивающих сред.
 2.Формирование представления о показателях баланса и перегрузки ребенка, являющихся важными показателями актуального состояния детей.
 11   Проявление уважительного отношения к ребенку: его интересам, чувствам, потребностям 1    1.Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с особенностями развития в семье.
 2.Коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей в отношении своих детей.
 12   Использование родителями педагогических приемов при организации занятий с ребенком 1 30 мин 30 мин  Формирование у родителей навыков использования  педагогических приемов при организации занятий с детьми с особенностями в развитии.
 13   Формы выражения социального контроля 1    1.Формирование у родителей представлений о различных формах выражения социального контроля.
 2.Формирование навыков адекватного социального контроля со стороны родителей.
 14   Поощрение и наказание 1    Рассмотрение проблемы использования поощрения и наказания в работе с детьми с особенностями в развитии, в целях помощи родителям в выборе наиболее эффективных методов, подходящих для конкретного ребенка.
 15   Генерализация опыта, полученного ребенком в ходе занятий 1 30 мин 30 мин  1.Формирование представлений о генерализации полученного ребенком опыта, ее важности и способах организации.
 2.Повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
 16   Заключительное занятие. Подведение итогов 1    Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.

Список литературы для педагога-психолога

1. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. – Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002.

2. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. – Минск, 1998.

3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? – М.,1996.

4. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. – М., 1988.

5. КряжеваН.Л.Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

7. Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – Просвещение, 2000.

8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2006.

9. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. – М., 1987.

Список литературы для родителей

1. Кейри Э. Учимся владеть чувствами. – СПб., 1995.

2. Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет – М.,1988.

3. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. – М., 1987.

4.«Обычные семьи, особые дети» /Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг/ 2007г.

5.«Вестник по вопросам семьи и детства»/№10-11/ 2004г.

6. «Растем вместе с семьей» /Правительство Москвы, МГД/  2007г.

7. «Семьеведение» /Н.Ф. Дивицина/ 2006г.

8. «В мире детских эмоции» /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина/ 2004г.

9. «Психология семьи и больной ребенок» /И.В. Добряков, О.В. Защиринская/

10. «150 развивающих игр для дошкольников.  Играй и учись! от 3-х до 6 лет» /Пенни Уорнер/ 2007г.

11. «125 развивающих игр (от 1до 3лет)» /Джеки Силберг/ 2008г.

12. «Как развивается  ваш ребенок?» /Эрнст Й. Кипхард/2006 г.