1. Что важно знать взрослому:
Содержание смертельных игр основано на манипулировании сознанием (задания четко продуманы и структурированы). У ребенка, вовлеченного в игру, очень быстро формируется зависимость от «куратора» игры сначала на почве интереса, сформированного с учетом возрастных особенностей ребенка, а затем - на почве страха, который заставляет ребенка оставаться в игре.
Что учитывать:
Внимательно подбирать методы профилактики и превенции. Методы, использующиеся традиционно и являющиеся эффективными ранее, в лучшем случае не дадут эффекта, в худшем - обратный эффект.
2. Что важно знать взрослому:
Разработчиками игр предусмотрен момент активизации профилактической работы со стороны взрослых, педагогов, родителей и заложены четкие указания втянутым в игру детям на этот счет - совершение ребенком суицида раньше, до окончания игры (например, родители ограничили доступ, ребенок не смог в оговоренное время выйти на связь, рассказал родителям или педагогам о «кураторе» и т.д.).
На что обратить внимание:
Резкие ограничительные и запретительные меры могут явиться катализатором (спусковым крючком) суицида, который можно было бы предотвратить, действуя правильно. Родителям и педагогам нужно использовать алгоритмы, применимые в ситуации угрозы суицида, причиной которого является манипулирование.
3. Что важно знать взрослому:
Организаторы групп начали активно обращаться к детям через СМС, ММС, направлять пугающие «мистические» голосовые сообщения (раньше – приглашении в игру, сейчас – угрозы и принуждение к вступлению в игру). Чаще СМС поступают ночью, примерно в 4.00 - 4.30. Приглашения в игру навязчивы, их формулировки продуманы, основаны на психокомплексах детей разного возраста (в зависимости от того, к кому обращено приглашение).
На что обратить внимание:
Взрослые, особенно родители, должны правильно реагировать на поступившее ребенку сообщение, не нагнетать панику, уметь спокойно без возмущений и эмоций обсудить с ребенком все, что в сообщении могло его испугать, заинтересовать, остаться непонятным, показаться мистическим.
4. Что важно знать взрослому:
Организаторами игр со смертельным исходом продуманы и учтены основные механизмы традиционной профилактики детского суицида (например, традиционное использование и формирование антисуицидальных установок личности и т.д.). Общение в игре организовано таким образом, что именно запуск этих механизмов (начало традиционной профилактики) становится катализатором. Дети не хотят умирать, но готовы умереть во имя спасения семьи, мамы, которую любят, младших братьев и сестер и др.
На что обратить внимание:
Использовать имеющиеся антисуицидальные ресурсы личности нужно с осторожностью, формировать их в ситуации, когда не знаем точно, играет ребенок или нет– опасно.
5. Что важно знать взрослому:
Организаторы, вовлекающие детей в киберигры со смертельным исходом, переключились с вовлечения подростков (средний возраст участников раньше был 14-21 год) на вовлечение детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Активно используют в манипулировании ведущий вид деятельности – игру, возрастные психологические особенности – доверчивость, психокомплексы детей младшего школьного возраста.
На что обратить внимание:
Раннее выявление детей, только вовлеченных в игру, находящихся на начальных ее этапах и не демонстрирующих явных суицидальных намерений – важная составляющая профилактики. На этом этапе вывести ребенка из игры , без угрозы отсроченных последствий, несложно.
Такие знания нужно обязательно максимально донести до всех родителей. Родители, как и педагоги, должны знать, как на разных этапах игры (если ребенок в игре), меняется его поведение, знать, что именно он может совершить на каждом этапе, понимать, что чем глубже в игру погружен ребенок, тем меньше возможности на него воздействовать у ближайшего окружения.
6. Что важно знать взрослому
Детям активно предлагается «выкупить жизнь семьи и собственную», зарегистрировав в игре весь класс, например, навязывается ответственность за неразглашение участия в игре взрослым. Дети играют целыми классами (мини-группами в классе). В группах организаторы игры договариваются с детьми, что если «вычислили» одного, то должны умереть все. (Особенно опасно для подростков - важность принадлежать к группе, сильное психологическое давление на неокрепшую психику и т.д.).
На что обратить внимание:
Устраивать в школах проверки телефонов на предмет регистрации в «группах смерти» в соцсетях, устраивать осмотр рук детей на наличие порезов и знаков (рисунков китов и т.д.), открыто опрашивать, играют дети или нет, знают ли они тех, кто играет – небезопасно как минимум для жизни того ребенка, которого организаторы спровоцировали вовлечь весь класс.Важно: проводить раннее выявление публично не имеет смысла и небезопасно
Материал предоставлен Проектом «Социальное здоровье нации» sznation.ru