Семья - главный фактор социализации человека. Именно в семье ребенок усваивает родной язык, культурные и социальные правила поведения и нормы, получает необходимую безопасность, внимание и контроль для нормального роста и развития.
Однако детско-родительские отношения в семьях редко бывают гармоничными. Ошибка родительского воспитания приводит к различным нарушениям процесса социализации, то есть ребенок, в основном подростковом возрасте начинает искать понимание, общение, возможность проявить себя, самореализоваться уже вне семьи и иногда в формах девиантного поведения.
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей. Ранняя профилактика позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обусловливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и, в свою очередь, предложить меры социально-педагогической и психосоциальной помощи семьи.
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений - это часть решения проблемы.
Коррекционно-воспитательная деятельность социального педагога с семьей включает образовательную, психологическую, посредническую помощь.
Образовательная помощь направлена на предотвращение возникших семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании можно осуществлять в форме консультаций, а также созданием специальных воспитательных ситуаций для подростков в целях укрепления семьи и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Социальный педагог может использовать различные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение и пр. консультирование можно проводить в завуалированной форме, если семья не является инициатором взаимодействия. Конечной целью консультационной работы являются актуализация внутренних ресурсов семьи, повышение ее реабилитационной культуры и активности, корректировка отношения к ребенку.
Воспитательная функция семьи наиболее эффективна, где есть родительский долг, любовь и интерес. Если отсутствуют эти чувства или акцентируется на какой-то одной из чувств, то искажается воспитательный процесс.
Социальному педагогу при оказании социально - педагогической помощи семье необходимо проанализировать с родителями применяемые ими методы воспитания и определить наиболее адекватные. Метод повседневного общения, доверительного взаимодействия. Родителям надо показать приемы реализации метода: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика. Если у ребенка возникают какие-либо проблемы, родителям, рекомендуем использовать метод педагогического и психологического воздействия. Например, обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях.
Психологическая помощь направлена на создание в семье благоприятного микроклимата, коррекции межличностных отношений (психологическое насилие над ребенком). Социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом, психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет психические изменения каждого члена семьи, приводящие к конфликту.
Посредническая помощь направлена на содействии различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Эффективными формами социально-педагогической помощи является психологическая поддержка при кризисной ситуации в семье. Независимо от того, какие проблемы привели семью к кризису, задачей социального педагога является оказание непосредственной эмоциональной поддержки семье в целях смягчения воздействия стрессового события и мобилизации усилий семьи на преодоление кризиса. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной: психолога, неформальной группы поддержки, специализированные учреждения и т.д. Задача социального педагога состоит в том, что помочь преодолеть первоначальную подавленность, растерянность, дальнейшее реабилитация, поиск адекватного способов социализации и достижения оптимального уровня адаптации в обществе.
Социально-педагогические проблемы можно решать совместными усилиями. Взаимодействие относится к краткосрочным стратегиям. Работа должна протекать в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в преодолении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие решению проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для самостоятельного разрешения последующих проблемных ситуаций.
При этом ведущим методом является заключение соглашения между социальным педагогом и семьей. При составлении соглашения роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности, роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и достижение целей. Соглашения имеют моральные обязательства, закрепление которых официальным документом повышает эффективность взаимодействия.
В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической помощью является патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности. Проводится с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. Регулярный патронаж необходим в отношении неблагополучных, постоянное наблюдение дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.