В рамках Лекотеки продолжает свою работу программа «Семейный клуб» для родителей. Программа является комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с учётом обновления содержания и тематики занятий. Занятия с детьми и родителями вполне способствуют: социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе, успешному взаимодействию с окружающим миром, повышению педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создание атмосферы принятия и безопасности, установление полного и осознанного контакта (эмоционального, телесного) между ребенком и родителями.
СПЕЦИАЛИСТЫ:
ПРОГРАММА
Цель программы:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с особенностями развития посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи программы:
1.Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с особенностями в развитии.
2. Расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении детей.
3. Познакомить родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с особенным ребенком в домашних условиях.
4. Познакомить родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с особенностями в развитии.
5. Способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.
6. Способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии.
Адресат
Программа родительского «Семейного клуба» предназначена для родителей детей, занимающихся в «Лекотеке» на базе ППМС центра Пензенской области. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в «Лекотеке».
Продолжительность программы
Программа родительского «Семейного клуба» представлена в форме групповых консультаций. Программа включает 16 занятий. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, по времени занятия совпадают с занятиями детей в группах, продолжительность занятия 1 час. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.
Планируемые результаты реализации программы:
- повышение уровня компетентности родителей в вопросах психологии развития и общения;
- изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком с особенностями в развитии;
- появление детско-родительской развивающей общности;
- овладение родителями специальными коррекционными и методическими приемами и играми, необходимыми для проведения занятий с особенными детьми.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия | Всего часов | В том числе | Цель занятия | |
теорети ческих |
практи ческих |
||||
1 | Особенности и направленность работы групп Лекотеки. Взаимодействие родителя с ребенком в ходе занятия. | 1 | 1ч |
1.Информирование родителей об игре, как психическом процессе и специально организованной деятельности, специфика работы групп «Лекотеки», организация работы «Семейного клуба». 2.Определение графика работы «Лекотеки» и «Семейного клуба». |
|
2 |
Психическое здоровье родителей. Эмоциональное принятие ребенка с особенностями в развитии
|
1 | 30 мин | 30 мин |
1.Формирование у родителей представлений о психическом здоровье, в т.ч. информирование о возможных личностных нарушениях, формирующихся у родителей детей с особенностями развития. 2.Формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка с особенностями развития, в т. ч. через обсуждение проблемы принятия дефекта ребенка его родителями. |
3 | Внутрисемейные отношения. Роль отца в воспитании ребенка с особенностями в развитии | 1 | 30 мин | 30 мин | Формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и детско-родительских взаимоотношений, в т.ч., при необходимости, коррекция негативного восприятия отцом особенностей развития ребенка. |
4 | Модели семейного воспитания | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье. 2.Преодоление родительской гиперопеки и «симбиоза» в системе родитель-ребенок. |
5 | Играем вместе с ребенком: качеств игрока | 1 | 30 мин | 30 мин | Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия и игры с ребенком. |
6 | Играем вместе с ребенком: создание предметно-игровой среды для «особого» ребенка | 1 | 1ч | Расширение родителями собственного информационного поля по вопросам организации специального жизненного пространства для детей с особенностями в развитии. | |
7 | Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (начало) | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития. 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития. |
8 | Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (продолжение) | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития. 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития. |
9 | Выбор адекватных для уровня развития ребенка игр (продолжение) | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.Информирование родителей об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка на конкретном этапе развития. 2.Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком, находящимся на данном этапе развития. |
10 | Формирование механизмов регуляции поведения с помощью развивающих сред | 1 | 1ч |
1.Информирование родителей о формировании механизмов регуляции поведения с помощью развивающих сред. 2.Формирование представления о показателях баланса и перегрузки ребенка, являющихся важными показателями актуального состояния детей. |
|
11 | Проявление уважительного отношения к ребенку: его интересам, чувствам, потребностям | 1 | 1ч |
1.Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с особенностями развития в семье. 2.Коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей в отношении своих детей. |
|
12 | Использование родителями педагогических приемов при организации занятий с ребенком | 1 | 30 мин | 30 мин | Формирование у родителей навыков использования педагогических приемов при организации занятий с детьми с особенностями в развитии. |
13 | Формы выражения социального контроля | 1 | 1ч |
1.Формирование у родителей представлений о различных формах выражения социального контроля. 2.Формирование навыков адекватного социального контроля со стороны родителей. |
|
14 | Поощрение и наказание | 1 | 1ч | Рассмотрение проблемы использования поощрения и наказания в работе с детьми с особенностями в развитии, в целях помощи родителям в выборе наиболее эффективных методов, подходящих для конкретного ребенка. | |
15 | Генерализация опыта, полученного ребенком в ходе занятий | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.Формирование представлений о генерализации полученного ребенком опыта, ее важности и способах организации. 2.Повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка. |
16 | Заключительное занятие. Подведение итогов | 1 | 1ч | Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. |
Список литературы для педагога-психолога
1. Антропологический подход к проектированию развивающего образования: принципы, модели, технологии. – Под ред. В.И.Слободчикова, Л.М.Клариной. М., 2002.
2. Желдак И.М. Искусство быть семьёй. – Минск, 1998.
3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? – М.,1996.
4. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. – М., 1988.
5. КряжеваН.Л.Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
7. Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – Просвещение, 2000.
8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2006.
9. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. – М., 1987.
Список литературы для родителей
1. Кейри Э. Учимся владеть чувствами. – СПб., 1995.
2. Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет – М.,1988.
3. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. – М., 1987.
4.«Обычные семьи, особые дети» /Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг/ 2007г.
5.«Вестник по вопросам семьи и детства»/№10-11/ 2004г.
6. «Растем вместе с семьей» /Правительство Москвы, МГД/ 2007г.
7. «Семьеведение» /Н.Ф. Дивицина/ 2006г.
8. «В мире детских эмоции» /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина/ 2004г.
9. «Психология семьи и больной ребенок» /И.В. Добряков, О.В. Защиринская/
10. «150 развивающих игр для дошкольников. Играй и учись! от 3-х до 6 лет» /Пенни Уорнер/ 2007г.
11. «125 развивающих игр (от 1до 3лет)» /Джеки Силберг/ 2008г.
12. «Как развивается ваш ребенок?» /Эрнст Й. Кипхард/2006 г.