Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО: как вести себя родителям в случае обнаружения факта воровства

Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:

1. Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.

2. Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.

3. Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней. Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием. Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.

4. Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

5. Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка. Наихудшим началом корректирующей беседы будет вопрос: «Это ты сделал?» Появляющееся чувство вины «ослабляет» личность и вызывает психологическую защиту, например, такую, как агрессия (оцениваемая как строптивость, упрямство, испорченность). Демонстрирование ребёнку того, что его поступок известен, во многом уменьшит желание ребёнка лгать, отрицая совершённое действие. Подобно тому, как до лечения раны необходимо удаление из неё инородных предметов, так и в случае воровства, необходимо первоначально чётко указать на совершённый им поступок (обнаружить его, затем оценить его, обсудить недопустимость его повторения (своеобразное «удаление») и затем оказать помощь ребёнку в улучшении его отношений: внутриличностных и межличностных. Достоверная информация поможет не отвлекаться от цели коррекционной работы, проверяя «версии» происходившего и приписывание своих поступков другому лицу.

6. Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

7. Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

8. Не надо стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (например, покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели. Откажитесь от стремления добиться от ребёнка признания и называния себя вором. В беседе оказывается достаточным, если прозвучит описание произошедшего т. е. будет ясно, что педагог и ребёнок знают о совершённом и оценивают его одинаково.

9. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка, но не личности, с конкретным осуждением такого поведения.

10. Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

11. Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

12. По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

13. Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

14. Обсуждая случившееся, нужно помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

15. Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.

16. И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.