Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Влияние семейных отношений на поведение подростка

Проблема взаимоотношения с родителями, возникающая у подростков, занимает одно из основных мест в детско-родительских отношениях. В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростковый возраст — пора испытания для всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Это время кризисов и конфликтов. Все скрытые до этого противоречия выходят наружу. Еще недавно послушный ребенок может проявлять грубость, резкость, критиковать родителей и других взрослых. Сложность этого периода еще и в том, что родители порой не понимают, что с выросшими детьми строить свое общение нужно иначе. Для родителей не всегда ясно, что нужно запретить подростку, а что можно разрешить. Что из поведения подростка может принести реальный вред, а что лишь способ заявить миру о себе. Все это порой создает весьма непростую ситуацию. Как правило, семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями. Психологи выделяют следующие типы семей и обозначают возникающие у подростка в связи с этим трудности.

1. Семья с высокой степенью ответственности и самосознания.

В такой семье понимают, что ребенок взрослеет и нужно изменять стиль взаимоотношений. К подростку относятся с учетом его чувства взрослости. Не навязывают свое мнение, всегда готовы обсудить проблемы подростка. Характер подростка в такой семье развивается вполне благополучно. Он гармонично строит свои отношения с окружающими. Высокое самосознание окружения дает благоприятную возможность для духовного развития подростка.

2. Семья отчужденная.                                 

В такой семье к подростку относятся так же, как в детстве. На него мало обращают внимания, подросток испытывает дефицит общения. И в результате такого вклада в развитие своего ребенка мы получаем подростка, который стал носителем отчужденных форм поведения или приобрел отрицательный опыт собственной неполноценности. Чувствуя себя лишним в семье, подросток устремляется на улицу к сверстникам, где и получает недостающее удовлетворение от общения. Надо заметить, что стиль общения со сверстниками, как правило, дублирует способы его общения в семье. Отчужденная семья ограничивает возможности ребенка в развитии.

3. Авторитарная семья.

В связи со сложившимися стереотипами продолжает предъявлять подростку те же требования, что и в детстве. Если в семье принято физическое наказание, то оно продолжается и в подростковом возрасте. В авторитарной семье подросток чувствует себя неуверенным, несчастным и одиноким. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. Его характер уже вырисовывается: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия. Естественно, напрашивается вывод, что авторитарная семья также ограничивает развитие подростка.

4. Семья с попустительским отношением.

В такой семье господствует принцип вседозволенности. Подросток давно освоил способы манипулирования родителями и с успехом ими пользуется. Основные черты характера подростка – эгоизм и конфликтность. Попустительский стиль отношения к подростку не дает ему возможность усваивать позитивные формы общения, ему не известна адекватная лояльность. Общаясь, он использует только те способы воздействия на других, которыми научился пользоваться с детства, - агрессия, выражающаяся в необоснованной требовательности (Я так хочу! Я так сказал!), эгоизм.

5. Гиперопекающая семья.

В такой семье подросток вырастает под пристальным вниманием и неуемной заботой родителей. Родители опекают подростка, стремятся контролировать и направлять даже его душевные переживания. Не имея возможность осознать свою взрослость, подросток не уверен в себе, так же, как и в детстве. Подросток пассивен, вынужденно лоялен. Мы имеем инфантильную личность. Его социальные реакции так же не зрелы. Родителям нужно помнить, что подросткам хочется видеть в них друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает сделать тяжело, возникает чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания и сочувствия.