Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Как и чему мы учим своих детей

Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины,

всегда находить себе занятие и настаивать на своем.

Пауло Коэльо

Все родители хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельное решения. Но далеко не все знают, как это сделать, а многие даже и не задумываются о том, что имеется в виду сложная педагогическая задача.

Стремясь сделать своего ребёнка самым умным, родители зачастую спешат дать ему набор знаний, суждений, делающих его похожим на маленького взрослого. Такие знания или умения они с удовольствием демонстрируют окружающим, гордясь тем, чего удалось достигнуть.

Что это? Подлинные знания об окружающем мире или обыкновенная тренировка памяти?

Ребёнок – чистая доска. Его можно научить всему. Но зачастую знания, которые навязываются ребёнку взрослыми, приводят к тупиковым ситуациям. И тогда испуганные родители обращаются к врачам, психологам, педагогам.

Название букв, цифр, счёт до ста и даже занятия на компьютере не приносят ребёнку радости, потому что делается всё это на показ, чтобы заслужить похвалу взрослых. Отсутствие же детских видов деятельности превращает его в беспомощное существо, неспособное занять себя. Ребёнок не может играть со сверстниками, потому что не умеет играть. В результате расшатывается нервная система ребёнка. В основе трудностей поведения ребёнка лежит неправильное воспитание и обучение, приведшее к задержке психического развития.

В каждом возрасте ребёнку нужно дать именно то, что присуще этому возрасту.

Не надо стремиться к умственной акселерации. Надо как можно активнее обогащать те стороны развития, к которым этот возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Например, развивать мелкую моторику легче всего в раннем дошкольном возрасте, а если этого не произошло, то догонять упущенное в школьном возрасте оказывается очень трудно.

В дошкольном возрасте должны сформироваться правильные представления обо всех предметах, об их форме, цвете, величине. Всё это имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка.

Важно не только то, чему учить ребёнка, но и как его учить, чтобы обучение было развивающим.

Развитие – это присвоение ребёнком общественного опыта, накопленного человечеством. В процессе передачи общественного опыта исключительно важно желание ребёнка сотрудничать со взрослым. Передача опыта может происходить по – разному. Многие виды человеческого опыта необходимо передать точно, т.е. путём прямого обучения. Так, например, все культурно – гигиенические навыки ребёнок должен увидеть и точно воспроизвести. В этом случае мы можем говорить о развитии подражания, наблюдательности, внимания, памяти.

Ни один навык, ни одно умение не формируется без воспроизведения. Но ни объём знаний, усвоенных в готовом виде, ни умения, усвоенные по подражанию, не могут сами по себе  обеспечить развитие творческих возможностей человека. Есть много сторон деятельности, овладение которыми требует не подражания взрослому, а самостоятельного поиска со стороны ребёнка. Как показывают современные психологические и педагогические исследования, дошкольник рано проявляет способность к такому самостоятельному поиску. Это имеет исключительно важное значение, так как человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжёванном виде, окажется не подготовленным к творческой деятельности, не может проявить задатки, данные ему от природы.

Самостоятельность мышления ребёнка может развиваться и в игре, и на занятиях, и в процессе решения практических задач.